Вся прошедшая неделя у меня прошла под лозунгом: "А ну-ка, развлеки гостей!". К нам приехали витина сестра Ира и ее сын 14-ти лет от роду Олег. Приехали на недельку, и надо было сделать им эту недельку запоминающейся и полной развлечений.
Ситуация усложнялась тем, что хотя ни Ира, ни Олег раньше в Крыму не бывали (да и вообще редко выезжали из Белой Церкви, в которой живут постоянно), но вкусы и мировоззрение у них весьма специфические, и угодить им не так-то и легко. Ира - убежденная домохозяйка, слегка индифферентная к красоте окружающего мира, она если и познает новые места, то исключительно (как я заметила к концу ее визита) полагаясь на то, что гид расскажет. Сама она красот вокруг себя не замечает, и даже если ткнуть пальцем, смотрит равнодушно и как бы не верит, что то, что ей показали, действительно красиво. Верит только квалифицированному гиду и - очень редко - своим эмоциям. А так как барышня не особо эмоциональна, то второй вариант может случиться исключительно по причине того, что высшие силы смилостивились и решили выделить для нее немного впечатлений, которые пробудят ее от спячки. Ее сын Олег и вовсе мне показался отрицающим интересность чего бы то ни было, кроме гитары, на которой он сейчас учится играть и которой весьма увлечен. Остальной мир его мало волнует и слегка раздражает своим существованием. ))
В общем, как вы поняли из данного предисловия, аудиторию мне предстояло развлекать сложную, но меня спасло фактически то, что Крым, как ни крути, разнообразен и интересен для своих гостей, поэтому, полагаю, эти самые гости сильно уж разочарованными не уехали. А там - кто знает.
Итак, в голове у меня вертелось много объектов, которые я бы хотела показать гостям в Крыму, но план постоянно подвергался корректировке - то из-за моей работы, то из-за того, что меня обескураживали и лишали задора сами гости, совершенно не интересовавшиеся тем, что я бы желала им показать. В конечном итоге мы за неделю их пребывания в Крыму успели посетить следующие места:
Бахчисарай (Ханский дворец, Успенский монастырь, Чуфут-кале)
Пещеры Мраморную и Эмине-Баир-Хосар
Севастополь и Балаклаву с выходом на катере в море к мысу Айя
Ласточкино гнездо и Воронцовский дворцово-парковый комплекс
парк львов Тайган
Судак и Новый Свет с прогулкой по тропе Голицына
Массандровский дворец, Ялту, Ливадийский дворцово-парковый комплекс

Вроде я ничего не забыла.

Сильно расписывать отсмотренные объекты я не буду, думаю, что многие и сами были в этих местах, но расскажу про те впечатления, которые и для меня оказались в новинку, а также повыкладываю фотографии, коих у меня накопилось тыщи две (надо же их где-то выгулять).

Итак, день первый.
Так как это был день приезда дорогих гостей, то от него фактически осталась половина. Но благодаря длинным летним световым дням, у нас осталось довольно много времени на вылазку в какой-нибудь ближайший туристический городок. Выбор пал на Бахчисарай.
В планах был поначалу только Ханский дворец с экскурсией и подъем к Успенскому монастырю с его осмотром. На пещерный город Чуфут-кале мы не замахивались, ибо таскать гостей, уставших с дороги, по горам в наши планы не входило - мы ж не звери какие-нибудь.
До дворца мы добрались быстро, экскурсия началась почти сразу по приезде, мы живенько осмотрели то, что предлагалось - и территорию музея,

и экспозиции - такие, как, например, эта - одно из помещений гарема (женской части дворца):

или эта - комната невесты (со всем полагающимся ей приданым):

Затем мы снова вышли во двор, еще раз полюбовались дворцовыми сооружениями:

И поняли, что все, экскурсия закончилась, а времени до вечера у нас еще полно.

Не мешкая, мы отправились в сторону успенского монастыря. Для тех, кто в монастыре никогда не был, поясню, в чем его прелесть: монастырь древний, по сути своей - пещерный: все его помещения когда-то располагались в скале, в вырубленных там пространствах. Теперь-то монастырь разросся, вокруг на прилегающих территориях стоит уже немало обыкновенных зданий, но и старые пещеры используются, а монастырь по-прежнему является не только собственно убежищем для людей, решивших посвятить себя служению Богу, но и экскурсионным объектом.
Стоило нам добраться до стоянки неподалеку от монастыря и выйти из машины, как мы тут же были атакованы местными жителями, наперебой предлагавшими нам кто еду, кто охрану нашему авто, а кто - и экскурсию на Чуфут-кале, но не обычную (это когда экскурсанты вместе с гидом ползут в гору в сторону пещерного города), а на автомобиле. Суть поездки такова: мы садимся в уазик, едем кружным путем к Верхним воротам пещерного города, останавливаемся по дороге на красивой видовой площадке, а затем уже сами обходим пещерный город и спускаемся обратно к монастырю.
Учитывая тот факт, что картинки нам показывались красивые, а душу грело сознание того, что в гору мы идти не будем, а только будем спускаться с нее, мы решили раскошелиться на 200 грн. и таки воспользоваться предложениемю
О своем решении мы не пожалели ни разу. Во-первых, мы увидели немного горного Крыма (остановка на видовой площадке понравилась всем):

А это, кстати, фото другого джипа, который нас обогнал по пути следования к пещерному городу. Сколько туда утрамбовалось народу, мы толком и не поняли, нам показалось, что человек 8... Куда там столько влезло - ума не приложу... Но кто-то сидел даже на борту кузова...

ну а во-вторых, нашим гостям таким образом удалось осмотреть заодно еще и пещерный город, посещение которого ранее в наши планы не входило:

это мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Токтамыша. Девушка умерла молодой, а безутешный отец повелел воздвигнуть ей вот такенный мавзолеище:

а это молитвенный дом - кенаса:

И еще несколько фотографий:

ну а здесь мы уже находимся на спуске с пещерного города в сторону монастыря. Над моей головой - строения пещерного города, а точнее - то, что от них осталось:

Конечно, смотреть такой исторический памятник без экскурсии - дело неблагодарное, но уж лучше так, чем никак.

И вот уже когда смеркалось, мы добрались до Успенского монастыря.

Успели мы его осмотреть лишь на скорую руку, и, посчитав свой первый экскурсионный день оконченным, сразу отправились домой.

На следующий день, предварительно отоспавшись, мы решили устроить себе по причине сильной жары поход в замечательное при такой погоде место: пещеры. Температура в них низкая: в одной пещере всего +6, а в другой - +9, для лета это просто нереальная красота... )))) И в то время как накануне Олег вертел на пещеры носом, почему-то не желая ехать их осматривать, в этот раз он не стал спорить, и с его милостивого разрешения мы отправились на плато Чатырдага, где пещеры, собственно, и находятся.
Я некоторое время размышляла, в какую из пещер спускаться первым делом: Эмине-Баир-Хосар - это более глубокая пещера, там холоднее, именно там находили много останков древних животных, но пещера менее богата на сталактиты и сталагмиты причудливых форм, которые обязательно должны иметь какое-то сходство с какими-либо персонажами, животными или предметами. А вот Мраморная пещера как раз и отличается тем, что в ней очень много разных наростов таких форм, которые обязательно похожи на кого или что-либо. Это очень забавляет публику, особенно если учесть еще тот факт, что экскурсоводы описывают объекты с юмором и иронией.
В итоге решено было пройти сначала по пещере с более сложным маршрутом - Эмине-Баир-Хосар, а на закуску оставить Мраморную.
Не знаю, изменило ли бы что-нибудь иное решение, но в нашем случае я столкнулась по окончании прогулки по пещерам с почти упреком, сводившимся к тому, что во вторую пещеру можно было и не ходить. Типа, там везде одно и то же. Хотя и экскурсовод, ведшая нас по Эмине-Баир-Хосар, говорила, что пещеры абсолютно разные, и сравнивать их нельзя. Но мне было сказано, что во второй все то же, что и в первой, и мы напрасно потратили время на вторую экскурсию. Ну, я схавала этот упрек молча и лишь подивилась исключительной "любознательности" наших гостей.
Вот несколько фото из пещер. Я их не делила по тому признаку, в какой именно пещере они сделаны. Но зато первая фотография буквально говорит сама за себя: она сделана в пещере Эмине-Баир-Хосар, а изображен на ней скелет мамонтенка примерно 6-7-летнего возраста, который когда-то провалился в пещеру, а назад выбраться так и не смог. Череп, к сожалению, найдена не был, но тем не менее ученые уверены в том, чьи именно это кости.

На этой фотке изображены очень любопытные наросты: они свисают не вертикально вниз, что было бы логично, учитывая тот факт, что земное притяжение еще никто не отменял, но растут в разных направлениях. Загадку роста таких сталактитов никто пока что не смог разгадать.

На этой фотке видно, какого размера эти пещеры. Ориентиром служит человеческий рост.

А это так называемый поцелуйчик. Когда сталактиту и сталагмиту осталось совсем немного до момента срастания в единое целое сталагмат, падающая капля на мгновение соединяет их в так называемом поцелуе:

За моей спиной то, что люди с богатой фантазией определили как шапку Мономаха. ))) хотя как по мне, это просто какой-то гигантский гриб. )))

Ну а эта фотография - на десерт. Видите, какой он аппетитный? )) Как застывший шоколадный фонтан прямо ))))

Собственно, на пещерах второй экскурсионный день и закончился. Ибо вставать надо раньше, если хочешь больше успеть посмотреть... ))))

А вот на следующий день мы как раз-таки встали ни свет, ни заря, ибо надо быо пораньше выехать в Севастополь, чтобы успеть до того времени, как в городе перекроют все основные дороги. Дело в том, что в городе нас ждал грандиозный праздник - День Военно-морского флота.
Вообще во времена Советского Союза этот день всегда праздновался в последнее воскресенье июля. Потом, после распада страны, день украинского флота стал отмечаться в первое воскресенье июля, а российский день остался в последнее июльское воскресенье. Но в этом году впервые было решено проводить общий праздник для обеих стран, на праздник приехал Янукович, денег, видимо, обе страны дали довольно прилично, поэтому мы ожидали чего-то особенного в этот день.
Собственно, как выяснилось по приезде, ждали не одни мы. )))) Привилегированные места, откуда должно было быть хорошо видно весь парад кораблей, занимали еще с вечера умные люди, поэтому нам, когда мы приехали, остались лишь места "на балконе". И то: в тот момент, когда мы только зашли на набережную еще можно было вскарабкаться на парапет и оттуда посмотреть на парад хотя бы с относительным комфортом, но наши гости хотели пробраться подальше, и в результате мы и ближе к месту событий устроиться мало-мальски прилично не смогли, и на парапет было потом уже идти поздно. В общем, по итогу видели мы парад как бы "из-за угла", с большим опозданием и исключительно над головами огромной толпы. Но тем не менее, Ира осталась довольна тем, что видела, а вот мужики на пару охаяли и всю идею нашего приезда в день, когда в городе собралась такая толчея, и само действо.
Собственно, выглядело это примерно так:

Кораблики устроили в какой-то момент войнушку, палили изо всех орудий, было шумновато, но зато благодаря этой суете мы хоть как-то ощутили свою причастность к этому празднику, а то ранее никакие торжественные мероприятия до нас даже эхом не доходили.

В общем, в какой-то момент праздник закончился, мы с трудом протолкались на выход с набережной, ощутили голод и пошли слопали пиццу, заполировав ее прекрасным итальянским мороженым, а затем стали гадать, куда же податься дальше. Поначалу у нас был план доехать до Херсонеса и посетить его, но в связи с невыносимой жарой, от которой мы уже измучились, пока пытались смотреть парад, было решено променять Херсонес на что-нибудь попрохладнее. И мы поехали в Балаклаву, к морю.
По сути, Балаклава всегда имела статус города-спутника Севастополя, хотя на мой взгляд она уже плотно приросла к городу и может считаться просто одним из его районов. Но так как в свое время Балаклава была еще более закрытым городом, чем Севастополь (для сравнения: для въезда в Севастополь нужно было получать разрешение от милиции в Симферополе, а чтобы попасть в Балаклаву, надо было испрашивать позволения аж у Москвы), то и статус отдельного города был ей удобен. С тех пор так и повелось, что это город отдельный и самостоятельный.
По дороге мы решили сделать санитарную остановку, которая мне вышла боком: прогуливаясь около машины, я на ровном месте грохнулась на землю и сильно разбила колено. Мало того, еще и любимые джинсы порвала. Так как из колена полилась кровь, запаниковавший Витя было требовал возвращения в Симферополь (не иначе - собирался меня в травмпункт сдать), но я отмела нелепые подозрения в том, что я минут через 15 от потери крови неизбежно скончаюсь, и полезла обратно за руль, выпросив для себя лишь одну привилегию: остановку у ближайшей аптеки. В аптеке был прикуплен набор первой помощи разбитым коленкам, и вояж продолжился.
Прибыв в Балаклаву, мы сразу рванули на набережную, рассчитывая (как мне это представлялось) погрузиться в какое-то плавсредство и отправиться на один из пляжей, которыми знаменита Балаклава, и до которых можно добраться только по морю.
Но тут нам повезло несколько больше: в этот самый момент, когда мы пришли к первому попавшемуся столику, с которого продавали экскурсии, шел набор на двухчасовую поездку к мысу Айя с купанием в открытом море. Ни минуты не сомневаясь, мы прикупили эту поездку и в ожидании ее начала пошли побродить по городу.
По наводке девушки, что торговала экскурсиями, мы прогулялись до видовой площадки (по сути это нижняя почти разрушенная башня крепости Чембало, что находится в Балаклаве на возвышенности), посмотрели вниз на бухту, а также с трудом удержались, чтобы не плюнуть в сторону нового имения Януковича-младшего.

Вот причал, где паркуются яхты сынули нашего президента и его дорогих (во всех смыслах этого слова) гостей:

А вот, собственно, и дворик при домиках сына лидера нашего государства.

По сути, это были старые здания, памятники архитектуры, пребывавшие в полном запустении, которые Януковичу-младшему то ли продали, то ли передали, он их восстановил на свой лад, окружил высоким забором (хотя территория вокруг домов его частной собственностью не является) и посадил на цепь злых охранников.
На наших глазах, кстати, произошла любопытная стычка между охраной и гостями города, простыми гражданами с активной гражданской позицией, которые во что бы то ни стало вознамерились погулять около домиков Януковича-младшего и, в пику мне, таки плюнуть в одну из его яхт. )) Они подъехали к заборчику с воротами, "нагло" поставили машинку рядом со сторожкой охранника и ломанулись на закрытую территорию. Охрана пыталась им в этом воспрепятствовать, ссылаясь на то, что это частная собственность. Осведомленные граждане возразили, что ни фига: домики, может, и частные, а территория - вовсе нет. "Ну, получастная..." - уступил охранник, с пути при этом не сходя. Тогда шустрые визитеры просто отодвинули его и проследовали вглубь территории. Они, впрочем, успели заметить, что охранник было ломанулся к их машине, явно намереваясь что-то с ней сделать, что заставило бы людей вернуться к своему имуществу. Ничуть не взволновавшись, непрошенные гости предупредили охранника, что видеофиксатор-то все пишет, и спокойненько пошли дальше. Охранник остался на месте в состоянии глубокой задумчивости - он явно размышлял, какую же ответную бяку можно сделать этим вторгшимся в святая святых посетителям. К сожалению, конца истории мы не знаем - нам было пора идти на кораблик, поэтому мы с сожалением оторвались от волнующего спектакля и таки отправились назад, к причалу.
На причале, кстати, меня прямо-таки заворожили скамеечки со львами вместо ножек: очень уж красиво они выполнены (первые две фотки). Потом лавки на кошачью тему я засекла в Ливадии, у дворца, и тоже сфотографировала (последние три фотки). Возможно, когда-нибудь у меня соберется целая коллекция фоток этих лавок - эта котовья тематика явно становится популярной.

Впрочем, я отвлеклась. Итак, мы отправились на кораблик, который должен был везти нас на прогулку, быстро на него погрузились и отправились осматривать окрестности города. Нам сперва провели небольшую экскурсию по бухте, а потом мы вышли в открытое море, прошли вдоль возвышенности, на которой высится крепость Чембало:

и понеслись в сторону мыса Айя.
Виды вокруг были просто шикарные. Я тут выложу несколько фоток полюбоваться на тамошние природные красоты.

на вот этой фотке можно увидеть будто бы большую каменную женщину, лежащую на спине. Заметно?

А вот тут виден козак: с усами и чубом-оселедцем. На следующей фотке он снят крупным планом:

еще немного видов:

А вот так выглядели купания в море у какой-то другой яхточки...

Нам, кстати, повезло не в пример больше: наш кораблик остановился в чудесной тихой бухточке, и мы поплавали в ее чистейшей водичке.

Освежившись купанием и восхитившись окружающими красотами, мы с огорчением осознали, что время наше заканчивается и пора отправляться в обратный путь.
По дороге мне еще удалось расспросить капитана нашего кораблика по поводу дальнейшего празднования городом Севастополем Дня Флота, и я для себя уяснила, что сразу после экскурсии надо будет выезжать в Севастополь, чтобы занять место на набережной загодя и с удобствами посмотреть хотя бы салют и фейерверк, которые устраивались городскими властями вечером того же дня.
В этот раз я уже просто стала требовать, чтобы мы устроились на парапете. Мне, как калеке с разбитой коленке, уступили, и все полезли на парапет. Сидеть там, как выяснилось, было очень удобно, и смотреть фейерверк тоже. Поэтому хотя бы конец дня можно считать удавшимся во всех отношениях, ибо и сам салют мне тоже понравился.
По дороге домой Ира созналась, что просто-таки влюбилась в Балаклаву. Эта новость меня сильно порадовала, ибо в течение предыдущих дней я все время задавалась вопросом: хотя бы раз гости скажут, что им где-то понравилось, или так и будут милостиво принимать эти поездки, ни от чего не получая эмоций. Вот и выяснилось наконец, что ситуация не настолько уж безнадежна, как мне казалось. ))))
На следующий день мы собирались в Ялту, но это уже будет другая история. )))